"Она творила и прославилась под своей настоящей фамилией — Рэдклифф Холл.
И все-таки считается, что «Рэдклифф Холл» — это ее псевдоним, потому
что она старательно избегала своего имени – Маргарет – и не ставила
дефис между двумя частями фамилии «Рэдклифф-Холл», так что человек
несведущий мог подумать, что это – имя и фамилия мужчины… Маргарет
Рэдклифф-Холл прилагала невероятные усилия, для того, чтобы хотя бы в
творчестве скрыть свой истинный пол. Она не хотела быть женщиной.
Никогда не хотела. И можно сказать, что она добилась определенных
успехов: хотя ей так и не удалось ни изменить, ни надежно скрыть свой
пол, — зато ее роман «Колодец одиночества» стал подлинным манифестом
женщин, не желающих быть женщинами, и первым произведением, обратившим
внимание прогрессивной общественности на эту проблему. "
«Колодец одиночества» - это сексуальная биография мужеподобной
девушки по имени Стефен Гордон, которая влюбляется в женщин (и теряет
их), во время первой мировой войны служит водителем санитарного
автомобиля и после окончания войны становится известной писательницей,
живущей в Париже. Хотя по современным стандартам эта книга выглядит
весьма невинной - наиболее интимные подробности физической близости
между двумя женщинами сводятся к предложению «И в эту ночь они были
единым целым», лондонский судья Чарльз Байрон был настроен серьезно.
«Чем непристойнее книга, - вещал он, - тем больший интерес публики она
вызывает. Чем слаще яд, тем незаметнее он действует». Поскольку в книге
Холл не только призывала «добропорядочных граждан» признать
существование лесбиянок, но и осмелилась допустить, что ничто
человеческое лесбиянкам может быть не чуждо, судья объявил книгу
«непристойным пасквилем» и приказал полиции уничтожить все отпечатанные
экземпляры.
Тем временем в США суд выразил
противоположную точку зрения, вынеся решение, что ничего касающегося в
явной форме гомосексуального, а следовательно, непристойного в книге не
содержится. «Колодец одиночества» был опубликован и стал популярен в
США. Эта книга породила широкую дискуссию о теме запретного в искусстве
вообще. Благодаря этой дискуссии в печати появилось столь много
информации о лесбиянстве, что существование этого явления уже никак
нельзя было отрицать. В Англии же запрет на эту книгу был снят лишь
пятнадцать лет спустя после смерти Холл. (Интересно отметить, что
примерно в то же время, когда вышел роман «Колодец одиночества»,
Вирджиния Вульф опубликовала своего «Орландо» - этот причудливый
панегирик ее возлюбленной Вите Сэквилл-Уэст, и никакого взрыва
возмущения не было: возможно потому, что Вульф и Сэквилл-Уэст обе были
замужем и одевались по-женски.)
Сегодня «Колодец одиночества» уже ни для
кого не станет откровением. Написанный несколько старомодным языком
«сексуальной инверсии», он кажется более чем причудливым. Тем не менее
трудно переоценить значение этой книги: то, какую брешь в заговоре
молчания она пробила, какое открыла пространство для пришедших в
литературу вслед за Холл геев и лесбиянок. Многие годы эта книга
считалась «библией лесбиянок», и целые поколения мужеподобных женщин
лепили себя со Стефен Гордон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий