суббота, 1 декабря 2012 г.

Тени в зазеркалье. Вивиан Майер.




Она поглотила все мое внимание последних двух дней, отодвинув на задний план темные размышления на нескончаемые вопросы. Она заворожила меня  своим  грустным, всегда сосредоточенным взглядом. Всматриваясь в него, я пытаюсь проникнуть в ее мысли, но понимаю, что мне это недоступно. Я рассматриваю ее лицо - всегда строгое и немного грустное - и вижу одиночество.







Мою новую любовь зовут Вивиан Майер. Я не помню, кто еще, кроме Майи Дерен, за последнее время смог настолько завладеть моими мыслями. Я безумно люблю увлекающихся людей, тех, кто бесконечно предан тому, что делает. Наверное, поэтому их работы можно рассматривать очень долго, каждый раз переживать новые эмоции и искренне радоваться тому, что они дали возможность взглянуть на мир их глазами - внимательными, неспешными, небезразличными даже к малейшим деталям.



Для меня - она девушка, живущая в зеркалах. Только так ее можно увидеть - отраженную на гладкой поверхности, всегда держащую перед собой фотоаппарат.




Для меня  она - это длинные тени, стремящиеся в кадр. Благодаря им, можно почувствовать ее присутствие. Она всегда рядом со своими персонажами - тихая, молчаливая, но ясно дающая понять, что она здесь, она существует.

О Вивиан Майер мало что известно. Родилась в 1926 году В Нью-Йорке, но росла в Париже, куда переехала ее мать, и только в 25 лет, уже одна, вернулась в Америку. Какое-то время она работала в кондитерской, но почти всю свою жизнь проработала няней - 40 лет. Она прекрасно общалась с детьми, чего нельзя сказать о взрослых. Вивиан была замкнута, носила мужские брюки и широкополые шляпы, была социалисткой и феминисткой, увлекалась кинематографом и театром.
"Ей было очень сложно расставаться с вещами: каждый раз, устраиваясь на работу в новую семью, она приезжала с грудой чемоданов, в которых хранились старые журналы, блокноты, газетные вырезки, негативы, ролики киноплёнки с почти бессюжетными съёмками – например, из окна поезда, и аудиокассеты с записями её разговоров с людьми, которых она снимала на улицах – иногда она записывала эти разговоры на магнитофон. В старости Вивиан Майер жила на пособие для престарелых и даже какое-то время была бездомной. Но дети одной из семей, которых она воспитывала ещё в 50-х годах, разыскали её, сняли квартиру и заботились о ней до самой смерти, в январе 2009-го."
"В Чикаго есть большие камеры хранения, в которых за умеренную плату люди сдают старые вещи, которые им мешают дома. А когда хозяева перестают платить, весь этот древний хлам идёт с молотка на аукционе. В 2007 году 26-летний агент по недвижимости Джон Малуф (John Maloof), пишущий статью про историю Чикаго и его жителях, «вслепую» купил на таком аукционе коробку со старыми негативами. До этого он особо не интересовался фотографией, но проявив пленки, понял, что к нему в руки попало настоящее сокровище. На том же аукционе он нашел и выкупил другие коробки из того же хранилища с тысячами непроявленных плёнок. Примерно через год после покупки Джон обнаружил в одном из ящиков конверт с именем хозяйки архива. Набрав в Гугле имя Vivian  Maier, он обнаружил только короткий некролог. Занявшись поисками фотографа Джон вышел сначала на одну семью с которой жила Вивиан, затем на другую. Одна из них передала ему личные вещи няни - чемодан с одеждой, коробки с газетными вырезками, проявленными снимками и ее фототехнику, в частности ту самую камеру Rolleiflex, на которую она снимала почти все сюжеты. Затем Малуф выложил некоторые отсканированные снимки в Интернет, где они произвели настоящий фурор. Он получил около 200 предложений сделать выставку или снять документальный фильм о Вивиан Майер. Дебютная экспозиция прошла в 2011 году в Chicago Cultural Center. Сейчас Джон занимается  не обработанными негативами и пленками, а недавно опубликовал книгу фотографий Майер."
 




























































"Такова официальная версия, но в этой почти детективной истории есть несколько темных мест. Например, один из бывших друзей Джона Малуфа, коллекционер ретро-фотографий, утверждает, что имя фотографа было прекрасно известно Малуфу сразу же после покупки, когда Вивиан Майер был больна, но ещё жива, и что Малуф купил снимки совсем не случайно и с самого начала догадывался об их ценности. Кроме того, остается загадкой личность самой Майер и ее странная, почти маниакальная страсть к процессу фотографирования и полное равнодушие к результату своего творчества, ведь большинство своих плёнок она даже не проявляла."
"По сути, она снимала никому не нужный репортаж, репортаж без заказчика и зрителя. Двести плёнок в год – это уже не просто хобби, это уже уровень фанатичной увлечённости. Вивиан Майер была чудачка со странностями, одинокая, не любящая рассказывать о своей жизни. Она ходила с камерой на шее, устроила в своей комнате фотолабораторию, но никто из ее воспитанников и их родителей не видел напечатанные снимки её уличных репортажей. Возможно, в фотографии ей вообще не был важен конечный отпечаток на бумаге, может быть, поймав в объектив человека или сюжет и нажав на кнопку, она уже «присваивала» себе, получала в свою коллекцию этот отпечаток его личности, фрагмент бытия. И это и было её настоящей «камерой хранения». "



 Сайт посвященный Вивиан Майер. Здесь можно посмотреть другие ее великолепные снимки.

 http://artpages.org.ua/

4 комментария:

  1. интересная личность. и фотографии - про Жизнь.
    спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. отличный ресурс, благодарю. я более склоняюсь ко 2-й версии обнаружения снимков)

    а дама, по-моему, прекрасно понимала то, чем она занималась. ее снимки очень кинематографичны. ее история мне напомнила историю одной советской актрисы, которая мечтала о роли в "чайка" и годами снимала себя на камеру. сама себя, дома, ни для кого, а для себя. она жила этой ролью. так может, это тот же случай? вивиан майер видела готовые образы для кино. для своего собственного
    хотя на многих снимках очень колкие взгляды в камеру. наверное, ей часто приходилось извиняться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. думаю,ей это действительно было необходимо как воздух. она создавала свою собственную жизнь для себя, останавливая время в каждом кадре. и эта параллель с актрисой очень ей подходит.

      Удалить

Translate

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...