"Она творила и прославилась под своей настоящей фамилией — Рэдклифф Холл.
 И все-таки считается, что «Рэдклифф Холл» — это ее псевдоним, потому 
что она старательно избегала своего имени – Маргарет – и не ставила 
дефис между двумя частями фамилии «Рэдклифф-Холл», так что человек 
несведущий мог подумать, что это – имя и фамилия мужчины… Маргарет 
Рэдклифф-Холл прилагала невероятные усилия, для того, чтобы хотя бы в 
творчестве скрыть свой истинный пол. Она не хотела быть женщиной. 
Никогда не хотела.  И можно сказать, что она добилась определенных 
успехов: хотя ей так и не удалось ни изменить, ни надежно скрыть свой 
пол, — зато ее роман «Колодец одиночества» стал подлинным манифестом 
женщин, не желающих быть женщинами, и первым произведением, обратившим 
внимание прогрессивной общественности на эту проблему. "
«Колодец одиночества» - это сексуальная биография мужеподобной 
девушки по имени Стефен Гордон, которая влюбляется в женщин (и теряет 
их), во время первой мировой войны служит водителем санитарного 
автомобиля и после окончания войны становится известной писательницей, 
живущей в Париже. Хотя по современным стандартам эта книга выглядит 
весьма невинной - наиболее интимные подробности физической близости 
между двумя женщинами сводятся к предложению «И в эту ночь они были 
единым целым», лондонский судья Чарльз Байрон был настроен серьезно. 
«Чем непристойнее книга, - вещал он, - тем больший интерес публики она 
вызывает. Чем слаще яд, тем незаметнее он действует». Поскольку в книге 
Холл не только призывала «добропорядочных граждан» признать 
существование лесбиянок, но и осмелилась допустить, что ничто 
человеческое лесбиянкам может быть не чуждо, судья объявил книгу 
«непристойным пасквилем» и приказал полиции уничтожить все отпечатанные 
экземпляры.
Тем временем в США суд выразил 
противоположную точку зрения, вынеся решение, что ничего касающегося в 
явной форме гомосексуального, а следовательно, непристойного в книге не 
содержится. «Колодец одиночества» был опубликован и стал популярен в 
США. Эта книга породила широкую дискуссию о теме запретного в искусстве 
вообще. Благодаря этой дискуссии в печати появилось столь много 
информации о лесбиянстве, что существование этого явления уже никак 
нельзя было отрицать. В Англии же запрет на эту книгу был снят лишь 
пятнадцать лет спустя после смерти Холл. (Интересно отметить, что 
примерно в то же время, когда вышел роман «Колодец одиночества», 
Вирджиния Вульф опубликовала своего «Орландо» - этот причудливый 
панегирик ее возлюбленной Вите Сэквилл-Уэст, и никакого взрыва 
возмущения не было: возможно потому, что Вульф и Сэквилл-Уэст обе были 
замужем и одевались по-женски.)
 Сегодня «Колодец одиночества» уже ни для 
кого не станет откровением. Написанный несколько старомодным языком 
«сексуальной инверсии», он кажется более чем причудливым. Тем не менее 
трудно переоценить значение этой книги: то, какую брешь в заговоре 
молчания она пробила, какое открыла пространство для пришедших в 
литературу вслед за Холл геев и лесбиянок. Многие годы эта книга 
считалась «библией лесбиянок», и целые поколения мужеподобных женщин 
лепили себя со Стефен Гордон. 



Комментариев нет:
Отправить комментарий